Информтех

Вентиляция в гараже

В гаражах необходимо устраивать приточную и вытяжную системы вентиляции. При этом основной целью вентиляции является удаление выхлопных газов, выделяемых автомобилями.

Кроме того, находиться в помещении, где в избытке образуется влага, очень вредно не только для автомобиля, но и для здоровья человека.

Обустройство вентиляции в гараже

Система вентиляции гаража может быть устроена различным способом. В случае, когда гараж является не отапливаемым, в нем достаточно организовать естественную приточно-вытяжную вентиляцию. Если же помещение гаража в холодный период отапливается, то тут потребуется более усиленный воздухообмен, т.е. обустройство принудительной вентиляции.

Для установки приточно-вытяжной вентиляции допускается использовать обычные канализационные пластиковые (канализационные) трубы. При этом приточную трубу необходимо размещать максимально близко к полу гаража (не выше, чем в 20 сантиметрах от поверхности).

В то же время вытяжную трубу необходимо располагать максимально близко к потолку. На конце вытяжного воздуховода следует устанавливать дефлектор. Это обеспечит надежную естественную вытяжку из гаража. Если же гараж отапливаемый, то в вытяжной вентиляции дополнительно требуется установить вытяжной вентилятор.

Вентиляция автостоянок

Более сложной является задача вентиляции автостоянок.

Особенности объектов – автостоянок

Инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.05.

Инженерные системы автостоянок, расположенных в зданиях другого назначения или пристроенных к ним, должны быть автономными от инженерных систем этих зданий. В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть раздельными для каждого этажа.

В отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать +5 °С.

Цель – удаление вредных веществ. ПДК вредных веществ.

В автостоянках закрытого типа и в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных выделений по расчету ассимиляции. При этом в отношении параметров воздуха используются требования ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

В частности, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК, см. таблицу 1). При этом под рабочей зоной понимается пространство, ограниченное по высоте 2 метрами над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих.

Таблица 1. Значения ПДК для некоторых вредных веществ

Наименование веществаВеличина ПДК, мг/м3Класс опасностиОсобенности действия на организм**
Азота диоксид2IIIО
Азота оксиды (в пересчете на NO2)5IIIО
Ангидрид сернистый+10II
Озон0,1IО
Сероводород+10IIО
Сероводород в смеси с углеводородами С153III
Сероуглерод1III
Углеводороды алифатические предельные С110 (в пересчете на С)300IV
Углерода оксид*20IVО
Фенол+0,3II
Фенолформальдегидные смолы:
а) по фенолу0,1IIA
б) по формальдегиду0,05IIA
* При длительности работы в атмосфере, содержащей оксид углерода, не более 1 ч, предельно допустимая концентрация оксида углерода может быть повышена до 50 мг/м 3 , при длительности работы не более 30 мин — до 100 мг/м 3 , при длительности работы не более 15 мин — 200 мг/м 3 . Повторные работы при условиях повышенного содержания оксида углерода в воздухе рабочей зоны могут производиться с перерывом не менее чем в 2 часа.
** Особенности действия на организм:
  • О — вещества с остронаправленным механизмом действия, требующие автоматического контроля за их содержанием в воздухе;
  • А — вещества, способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях;

Угарный газ

Наиболее опасной для здоровья и жизни людей среди веществ, содержащихся в атмосфере, является оксид углерода СО или, как его еще называют, угарный газ.

Оксид углерода выделяется при любом горении, но в городах основным источником генерации опасного газа являются именно автомобильные двигатели. СО опасен тем, что не ощущается обонянием, то есть человек не чувствует его, а потому и не предпринимает действий, чтобы удалиться из опасной зоны. Попадая в легкие, угарный газ быстро поступает в кровь и вступает в контакт с гемоглобином, в результате чего блокируется передача кислорода на клеточном уровне. В результате наступает удушье.

Во избежание этого для контроля уровня концентрации CO на автостоянках закрытого типа необходимо предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО. При этом соответствующие приборы, сигнализирующие о превышении концентрации СО, устанавливаются в помещении с круглосуточным дежурством персонала.

Нормативная документация по вентиляции автостоянок

При проектировании и построении систем вентиляции на автостоянках следует учитывать требования следующих нормативных документов:

  • СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей
  • СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование
  • ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта
  • РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газе.
  • НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

Расчет систем вентиляции автостоянок

Расход вытяжного воздуха общеобменной вентиляции автостоянок принимается по расчету, но не менее 150 м 3 /ч на одно машиноместо при условии обеспечения кратности воздухообмена в час не менее двух.

Кроме того, при расчете вентиляции зданий или помещений для парковок автомобилей можно пользоваться количеством одновременно передвигающихся по территории автомобилей.

При этом можно руководствоваться следующими рекомендациями по определению числа одновременно передвигающихся автомобилей:

  • в жилых домах количество одновременно движущихся по стоянке автомобилей принимается равным 3% от общего числа парковочных мест
  • в аэропортах, возле стадионов, концертных залов и пр. в часы пик – 20%
  • в крупных торговых и бизнес центрах – 5%

В целом же, вентиляция на автостоянках в обязательном порядке организуется из верхней и нижней зоны. Как правило, для этого предусматривают вертикальные опуски возле стен, на которые монтируют решетки: одну в верхней зоне, одну – в нижней (см. рис. 1).

Вытяжка из верхней и нижней зоны на автостоянках Рисунок 1. Вытяжка из верхней и нижней зоны на автостоянках

На участках, где осуществляется ремонт автомобилей необходимо предусматривать местные вытяжные вентиляторы с гибким рукавом. Их следует подключать к выхлопной трубе автомобиля (см. рис. 2), когда двигатель включен.

Вытяжка газов от выхлопной трубы автомобиля Рисунок 2. Вытяжка газов от выхлопной трубы автомобиля

Противодымная вентиляция на автостоянках

Системы вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются для удаления продуктов горения с этажа пожара:

  • из помещений хранения автомобилей
  • из изолированных рамп

Удаление дыма необходимо предусматривать через вытяжные шахты, причем с искусственным побуждением тяги (принудительная противодымная вентиляция). Однако отметим, что в надземных автостоянках до 2 этажей и одноэтажных подземных стоянках допускается устройство вытяжных шахт с естественной вытяжкой. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и дымовых клапанов определяются расчетом.