- Общие требования
- Устройство вентиляции
- Способы вентиляции магазина
- Проектировка и монтаж вентиляционных систем
- Нормативные документы
Как правило торговые центры представляют собой многоэтажные и сложные помещения, состоящие из множества магазинов, ресторанов, закусочных и кинотеатров. Тысячи людей ежедневно находятся в таких комплексах, а их комфортное пребывание там обеспечивает правильный воздухообмен. Микроклимат внутри помещения напрямую влияет на работоспособность персонала, а также, что немаловажно, на то, какое количество времени покупатель проведет в торговом зале. Вентиляционная система и система кондиционирования должна соответствовать СНиП 2.04.05-91
Общие требования
Каждый торговый зал должен быть оборудован специальной системой вентиляции и от того, насколько ответственно будет организована установка вентиляции зависит то, сколько времени человек проведет в магазине и, соответственно, сколько магазин сможет заработать.
Показатели, обеспечивающие комфортные условия пребывания человека в торговом зале:
- Пожарная безопасность;
- Непрерывный воздухообмен;
- Уровень шума;
- Санитарно-гигиенические параметры воздуха в помещении;
- Скорость движения воздуха;
- Температура воздуха;
- Относительная влажность воздуха.
Для правильной организации системы вентиляции необходимо провести тщательные расчеты, учитывая как архитектурные и функциональные особенности, так и климатические.
У торговых комплексов есть своя специфика и она заключается в том, что помещение разделено на разные торговые зоны – магазины, офисы, рестораны, зоны развлечений. В каждой зоне параметры подачи воздуха индивидуальны, что зависит от количества находящихся там людей, а также от архитектурных особенностей и даже дизайна интерьера.
В таких помещениях часто возникает проблема в виде нехватки свежего воздуха. К чрезмерной герметичности помещения и впоследствии к нехватке кислорода приводит установка пластиковых окон и дверей. С целью создания правильной циркуляции воздуха и устанавливается вентиляционная система. Грамотно организованный воздухообмен, отлично восполнит воздушный баланс, обеспечит постоянный приток свежего воздуха и тем самым создаст комфортные условия пребывания в помещении.
Устройство вентиляции
Самым простым вариантом организации воздухообмена является установка вентиляционных каналов с вентиляторами, работающих на приток и вывод. Такая система включает в себя вытяжки и приточные каналы, которые с легкостью обеспечивают механическую циркуляцию воздуха в помещении. Часто проект не ограничивается таким набором устройств и включает в себя также:
- воздушные фильтры в приточных и вытяжных каналах;
- систему кондиционирования воздуха (теплообменники, нагреватели, тепловые завесы);
- увлажнители различного типа.
Клапаны, работающие на приток, устанавливают в нижней части помещения, а вытяжные отверстия — под потолком (труба при этом выводится над крышей). Такая технология обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в помещении и основана на физическом законе, согласно которому тёплый воздух, становясь легче, поднимается.
Способы вентиляции
Циркуляция воздуха в магазине должна обеспечиваться с помощью механической системы вентиляции или кондиционирования. Количество поступающего воздуха не должно превышать количество вытяжного воздуха и наоборот.
Для всех систем в торговых центрах действует правило, из которого следует, что воздухооборот на каждого покупателя должен быть не менее 20 м.куб, а на сотрудника – не менее 60 м.куб.
Также нормы определяются исходя из того, на сколько человек рассчитан магазин. Для торгового зала с продовольствием выделяется 2.5 м.кв. на одного человека, а если магазин торгует мебелью, спортивными товарами, радиоэлектроникой, то на одного человека законодательством выделяется 3,5 м.кв.
Если продовольственные и непродовольственные отделы находятся на одной торговой площадке, то они должны обеспечиваться разными вентиляционными системами.
Также необходимо соблюдать температурные требования и требования к циркуляции воздуха. Несоблюдение данных условий создания необходимого микроклимата может привести к массовым заболеваниям персонала.
На этапе проектирования вентиляции в торговом центре стоит также учитывать, что для нижних этажей центра нужно предусматривать большую плотность посетителей, в связи с тем, что верхние этажи посещаются покупателями реже, чем нижние. Зачастую для привлечения посетителей на верхние этажи на них размещают кафе и рестораны. Этот фактор является немаловажным при расчете вентиляции.
Также характер вентиляции определяется и типом магазина, и общей используемой площадью:
- Торговый центр — для обеспечения необходимого микроклимата в отдельных помещениях торгового центра выгоднее всего использовать центральный кондиционер. Такой агрегат может одновременно обслуживать большое количество помещений и обеспечивать как нагрев, так и охлаждение воздуха. Центральные кондиционеры используются совместно с системой чиллер-фанкойл, которая устанавливается на крыше обслуживаемого здания. Такая система позволяет выставлять нужную температуру для каждого отдельного помещения, а также преимущество такой установки заключается в том, что нет ограничений по протяженности трубопровода и перепада его высот.
- Небольшое помещение — приточно-вытяжная вентиляция с водяным или электрическим подогревом. В таком случае кондиционирование устанавливается отдельно. Свежий воздух поступает по наружным приточным решетам, проходит очистку и выходит в помещение через воздуховоды. Использованный воздух устраняется при помощи вытяжного оборудования;
- Магазин площадью более 400 м² — конструкция приточно-вытяжного типа с рекуперацией тепла. Помогает значительно снизить затраты на электроэнергию, низкая вероятность поломки;
- Магазины-склады — для обеспечения необходимой подвижности воздуха достаточно установить крышные промышленные кондиционеры. В этом случае нет необходимости обустраивать вытяжных каналов, а вентиляционные шахты для распределения поступающего воздуха будут иметь простую схему без лишних разветвлений. В состав системы можно включить несколько калориферов и устройства рекуперации для подогрева воздуха и создания необходимой комфортной температуры.
Проектировка и монтаж вентиляционных систем
Установка любой вентиляции должна начинаться с проектировки торгового зала и должна учитывать такие данные, как:
- подробный план каждого этажа здания;
- источники теплоносителя;
- климат местности;
- площадь здания;
- архитектурные особенности;
- информация по строительным материалам;
- расчеты предполагаемой нагрузки на каждый этаж;
- степень посещаемости.
Необходимо учитывать все особенности постройки и другие нюансы для успешной установки оборудования. Проектирование вентиляционной системы должно создаваться на начальных этапах проектирования самого помещения и также должно обговариваться с архитектором и дизайнером.
Естественная вентиляция в торговых центрах становится совершенно неэффективной вместе с современными способами строительства помещений. Воздухообмен в магазинах должен совершаться с помощью искусственной вентиляции. Современные устройства с легкостью создадут необходимые условия для работы персонала и отдыха посетителей.
Монтаж такой системы должен производиться непосредственно вместе со строительством здания. Система должна быть установлена таким образом, чтобы не мешать прочей коммуникации, техническим элементам, а также не загромождать интерьер и экстерьер помещения. В зависимости от особенностей помещения и устанавливается более подходящий вид вентиляционной системы.